Содержание

 

Содержание ……………………………………………………….

1

Введение ……………………………………………………….

2

Глава 1

Что такое “телерепортаж” и что такое “информационный повод”………………………….……

4

1. Телерепортаж …………………………………………..

---

2. Информационный повод . Новость………………..

5

3. Специфика телевизионного репортажа………………..

7

4. Разные поводы – разные жанры………………………..

8

Глава 2

Реализация информационного повода …………………

13

1. До съемок………………………………………………..

---

2. Совместная работа на съемке…………………………..

14

3. Работа оператора…………………………………………

15

4. Работа репортера…………………………………………

16

5. Монтаж…………………………………………………..

19

Глава 3

 

Концепция вещания телекомпании: угол зрения на происходящее………………………………………………

21

1. Концепция вещания …………………………………….

---

2. Влияние тех, от кого зависят “независимые” СМИ…...

---

3. Репортажи: такие разные об одном и том же…………..

22

Вывод ………………………………………………………………….

26

Приложение 1. Телевизионный репортаж: составные части единого целого…………………………………………..

27

Приложение 2. Экстренные новости. Темтический репортаж………………………………………………………………..

31

Приложение 3. Особенности видеоматериала в новостях………………………………………………………………….

34

Список литературы……………………………………………….

36

Введение

Репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий о каком – либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. Телерепортаж , в отличие от репортажа на радио или в газете, не только рассказывает, но и показывает зрителю происшедшее. Если “газетчики” и “радийщики” вынуждены описывать словом, то за журналиста – телевизионщика описательную функцию выполняет видеоряд, “картинка”. С одной стороны, это позволяет сконцентрировать информацию – телерепортер рассказывает не что происходило, а почему, к чему все привело или может привести. С другой стороны, “телевизионщики” более зависимы от события. Необходимо попасть на место действия до его завершения и успеть отснять видеоматериал. Этот фактор существенен в решении вопроса о том, что может явиться информационным поводом для телерепортажа. Радийные и газетные журналисты думают, насколько интересен тот или иной факт читателю, слушателю. “Телевизионщик” оценивает, какую “картинку” он сможет показать зрителю. Зрелищность видеоряда – один из основных условий “смотрибельности” репортажа. Стоит отметить и тот факт, что телевизионный сюжет создает целая команда. Если газетчик может один побывать на месте события и подготовить материал, то создание телерепортажа требует привлечения значительных сил службы новостей. Зачастую приходится жертвовать некоторыми интересными событиями, чтобы снять самое захватывающее и актуальное. Вопрос о том, что же достойно попасть в выпуск новостей , и есть вопрос информационного повода.

В данной работе предпринята попытка с помощью теоретических выкладок и примеров из современной телевизионной практики разобраться, какой информационный повод может служить толчком к созданию телерепортажа. Отбор событий , которые являются поводом для репортажа, - один из важнейших составляющих работы сотрудников новостей. Умение “отделить зерна от плевел” и составить сценарий выпуска – это во многом умение правильно оценить значительность происходящего . Только правильно расставив акценты в информационной картине дня , можно создать качественные новости, пользующиеся вниманием, доверием и уважением зрителей.

Но даже репортаж на самую скандальную (актуальную, интригующую, пикантную ) тему – это не всегда хороший репортаж. Работа телевизионного репортера дает положительный результат только при соблюдении определенных профессиональных правил и норм.

Одно и то же событие может повлечь за собой множество совершенно разных репортажей. Подача материала во многом зависит от подготовки журналиста, его принципов и подходов к работе. Но не менее важным фактором , влияющим на то, под каким углом будет освещено произошедшее, является концепция вещания телекомпании.

Цель представленной работы – рассмотреть три вопроса:

Это вопросы, с которыми телевизионные репортеры сталкиваются ежедневно . И если журналист не может найти на них ответа, вряд ли его работа будет продуктивной.

 

Глава 1 Что такое “телерепортаж” и что такое “информационный повод”

 

Первая глава данной работы посвящена вопросам о том, что же называют телевизионными репортажами , каких видов они бывают и тому, что является информационным поводом для создания телерепортажа. Также в главе предпринята попытка установить связь между информационным поводом и тем, какой вид репортажа чаще всего используют для его реализации.

  1. Телерепортаж
  2. Термин “репортаж” происходит от французского “reportage” и английского “report” , что означает сообщать. Общий корень этих слов – латинский (“reporto” - передавать). Как и другие жанры журналистики, репортаж сообщает о новостях. Существенным его отличием является факт обязательного присутствия на месте действия автора - репортера.

    Телерепортаж способен показать, что происходило. Зритель становится очевидцем. Журналисту нет необходимости описывать событие – эту функцию выполняет видеоряд, “картинка”. Репортер в закадровом тексте рассказывает о причинах и последствиях (реальных или возможных), проводит аналогии, ищет связь с другими событиями. Словом, говорит о неочевидном, но важном.

    Телерепортаж по своей природе наиболее приближен к жизни, объективен по своей природе – он отражает действительность (камера записывает то, что происходит на самом деле). Однако в закадровом тексте репортера выходит субъективное восприятие происходящего автора. Существует несколько видов телерепортажа.

    Разновидности телерепортажа

    По способу трансляции различают прямой и фиксированный репортажи. Прямой репортаж транслируется в эфир в момент совершения действия и осуществляется с помощью передвижной телевизионной станции (ПТС). Невозможность показать событие в момент его совершения или в его реальном временном объеме (проще говоря, если действие затягивается, а его информационная ценность уступает цене эфирного времени) требует его фиксации.

    По типу звукового сопровождения репортажи делятся на синхронные и немые. Синхронный репортаж содержит естественные шумы события и речь его участников. Немой репортаж лишен естественных шумов, слышен лишь голос диктора, читающего закадровый текст. Немой репортаж все реже появляется в эфире.

    По способу подачи репортажи делятся на комментированные и некомментированные. Некомментированный репортаж полностью лишен закадрового авторского текста.

    Каждый вид репортажа применяется в определенных случаях. Например, некомментированный репортаж порой превращается в сменяющие друг друга картинки, ничего не говорящие зрителю. А немой репортаж с моторалли не вызывает ни доверия, ни интереса. Следующий раздел рассматривает различные ситуации, в которых разумно создать тот или иной вид репортажа. В приведенной таблице учитывается техническая сторона работы телерепортера и специфика

    реализации того или иного повода к созданию репортажа.

  3. Информационный повод. Новость

Этот раздел обращен к проблеме так называемого информационного повода. Современный мир переполнен информацией. Каждую минуту происходит множество событий, о которых возможно сделать репортаж. Проблема отбора самых важных и самых интересных – тех, о которых расскажут в теленовостях, - и есть проблема информационного повода. Иначе ее называют проблемой отбора новостей. В литературе встречается множество самых разнообразных определений понятия новости. Практически каждый автор дает свое толкование, но ни одно из них – и это всеми признано – не является безоговорочным. Дэвид Рэндалл дает такое определение новости: “ Это свежая и необычная информация на тему, представляющую всеобщий интерес, и ранее неизвестная”.* Если обратиться к наработкам “Интерньюс”, то специфику отбора новостей можно обозначить так : “Задача журналистов – искать правду. И представлять ее в наиболее полной форме”. Список событий, которые, как правило, являются информационными поводами, приводят многие авторы, пишущие о создании телевидении. Это семь пунктов , к которым журналисты примеряют то или иное событие и определяют, насколько же оно интересно.

  1. Конфликт. (Напряжение, удивление)
  2. Развитие какого-то значимого события.
  3. Катастрофа.
  4. Последствия какого- то значимого события.
  5. Знаменитость. (Человеческий интерес)
  6. Своевременность. Дата.
  7. Близость. (Местная тематика)

Данный список составлен с оглядкой на мнение Эверетта Дэнниса** приведенное в книге “Беседы о масс-медиа”. Уважаемый Э. Дэннис приводит его как критерии новости. Но так как в нашей работе мы говорим о новостийном репортаже, то эти критерии переносим на понятие информационного повода. Если посмотреть на приведенные типы информационных поводов, то можно заметить, что все они отвечают одному из главных требований к телевизионному репортажу - эти события зрелищны. В материалах “Интерньюс” говорится о таких критериях новости:

Для примера рассмотрим такой информационный повод, как забастовка авиадиспетчеров, недовольных заработной платой. Должны ли зрители знать об этом? Необходимо ли им это знать , они испытывают в этом потребность? Многие из них никуда не летят и лететь в ближайшее время не собираются . Хотят ли они об этом знать? Большинству зрителей эта тема просто интересна. Некоторые сюжеты могут попадать сразу в несколько категорий: они и интересны, и необходимы, и желанны . Также задаваясь вопросом о том, что является информационным поводом начала журналистской работы , не стоит забывать, советуют авторы разработок “Интерньюс”, о последствиях, который может повлечь прошедший в эфире репортаж. По мнению подготовивших материалы семинара “Организация работы отдела новостей , на понятие информационного повода очень влияет и то , “как аукнется” рассказ телерепортера. Например, рассказ о женщине, у которой нет денег для покупки молока грудному малышу, может привлечь внимание какого-нибудь фермера, который поможет неимущей семье. Кто – то задумается о том, почему молочные продукты так дороги. А кто-то из телезрителей неосознанно придет к выводу, что стоит перейти с молока на что-то более дешевое. Пусть вероятность такой реакции весьма сомнительна, но если такие телезрители все же будут, то этот репортаж выгоден той же компании “Кока-кола”. Рассмотренный пример затрагивает еще один аспект проблемы отбора новостей , который не будет подробно рассматриваться в представленной работе. Но упомянуть о нем все же необходимо. Отбирая события , рассказ о которых попадет в выпуск новостей, журналист не должен забывать о том, что любое появление на экране – это в большей или меньшей степени реклама. Поэтому всяческие приглашения на съемки стоит рассматривать скептически как заведомо корыстные . Ответы на вопросы “Кому это может быть выгодно? Не используют ли меня как пешку в ходе какой-то неизвестной мне игры?” всегда должны интересовать репортера.

 

 

  1. Специфика телевизионного репортажа
  2. Такая особенность телевидения, как экранность, в первую очередь сказывается на выборе тем, о которых стоит делать телевизионный репортаж. Если газетчик думает: “Что я по этому поводу напишу?”, радиожурналист размышляет: “Что об этом можно рассказать?”, то телевизионщик оценивает, что можно рассказать и что показать. Например, рассказ о судебных тяжбах интересен на газетных полосах, но о них редко делают телерепортажи (только если процесс очень скандален или неординарен). Причина – сидящие судьи и сменяющие друг друга планы сидящих людей и лежащих бумаг навевают смертную тоску.

    Также при отборе событий, рассказ о которых попадет в выпуск новостей, учитываются вкусы аудитории и стиль телекомпании. Как наиболее показательный пример можно привести новости “Из мира

    развлечений” “Четвертого канала” и блок “Новостей культуры” в вечерних новостях СГТРК. Не оценивая, что сделано удачнее, мы проследим, какие культурные события попадают в новости этих телеканалов. Если в “Мире развлечений” можно видеть репортажи с гей – шоу, выставок фаллических символов, то на СГТРК “такое” не показывают. Свердловская гостелерадиокомпания в “Новостях культуры” чаще рассказывает о ежемесячных встречах библиофилов и выставках живописи. В таком отборе - подход компаний к освещению “необязательных” новостей. Возвращаясь к примерам, можно сказать, что “Четвертый канал” старается рассказать о том, что заведомо интересно, , пикантно - что привлечет внимание. А СГТРК показывает так называемые “культурные события” , традиционные виды искусств: привычные, нешокирующие, порой скучные. Опять же не говоря, кто прав, а кто нет, необходимо отметить, что для повышения “смотрибельности” удачнее идти по пути, избранному “Четвертым каналом”. Но, возможно, кто-то похвалит СГТРК за то, что вечером любая бабушка Свердловской области всегда без опаски сядет с внуками смотреть новости госкомпании, и ей не придется гнать детей от экранов.

    Заканчивая этот небольшой раздел, следует отметить и другой, объективный, с точки зрения автора, фактор при отборе тем, освещаемых в теленовостях. Это заинтересованность лиц, контролирующих в большей или меньшей мере данное средство массовой информации в распространении каких – либо сведений. Конечно, можно верить в существование независимых телекомпаний, но, пожалуй, для всех очевидно, что сегодня большинство из них таковыми не являются. Как сказал генеральный директор Института гуманитарных коммуникаций Иосиф Дзялошинский, “независимая журналистика – элемент гражданского общества, которого у нас попросту нет. Отсюда постоянная подвешенность наших телепередач , постоянные ожидания и гадания журналистов: куда же подует ветер на этот раз?”

    Также стоит отметить, что на решение редактора, что же является поводом для репортажа, а что нет, влияет информационная насыщенность дня. Например, 31 декабря, когда наиболее актуальны новогодние репортажи, какая – то тема может оказаться за рамками выпуска, а в другой день, небогатый на события, она станет ли чуть не главной.

  3. Разные поводы – разные жанры

В споре о том, на какие группы (или жанры, как назовем их мы, или же виды, как называют их некоторые авторы) можно разделить репортажи, теоретики тележурналистики имеют разные мнения. Ричард Иоаким и Чарлз Кремер с точки зрения стратегии подготовки делят все репортажи на две группы: твердые, запланированные, и событийные, незапланированные. Говоря о жанрах телерепортажа , мы подразумеваем другое подразделение на жанры, предложенное Рэем Уайтом в труде “TV News: Building A Career In Broadcast Journalist”. Согласно этому автору, репортажи можно разделить на семь жанров.

  1. Ситуативный (незапланированный). Обычно такие репортажи готовят о неожиданных событиях. Это, например, ограбление банка или отставка президента накануне Нового года.
  2. Твердый (запланированный). О том, что такой репортаж будет подготовлен, известно заранее, т. к. заранее известно о самом событии.
  3. Предыстория. Такие репортажи содержат рассказ о причинах события. Репортаж должен содержать несколько точек зрения, чтобы не потерять объективности.
  4. Комплект – репортаж. Такие репортажи каким – то образом дополняют материал, идущий в выпуске до них. Такого типа репортажи позволяют зрителю лучше понять и оценить весь комплекс обстоятельств, связанных с конфликтом, взглянуть на него с разных сторон.
  5. Серийный репортаж – это группа материалов, объединенных одной темой, представляющей интерес для зрителей. Сериал может состоять из двух репортажей, идущих один за другим в одном выпуске, а может – из десяти, выходящих в эфир в течение двух недель. Но, как отмечает Рэй Уайт, большинство сериалов длятся не более недели. Как правило, тема для сериалов выбирается достаточно серьезная, способная привлечь большую аудиторию. Выход серийных репортажей в эфир сопровождается рекламной кампанией.
  6. Специальный (документальный). Документальный репортаж имеет много общего с серийным, но он, как правило, имеет больший хронометраж. Спецреп также создается на достаточно интересные темы. В выпуске ему отводится особое место.
  7. Художественный (развлекательный или юмористический). Обычно художественный репортаж носит развлекательный и часто юмористический характер. По времени он не отличается от других материалов, но требует более тщательной литературной обработки. Располагаются художественные репортажи, как правило, в конце выпуска. Как заключил Рэй Уайт, “они заставляют вас смеяться, а иногда заставляют вас думать”.*
  8. Репортаж – последствие. В них рассказывают о последствиях события, основной рассказ о которых мог появиться в эфире за день, неделю, месяц и даже год до этого. В репортажах такого жанра даются новые факты старого дела, освещается дальнейшая судьба его героев. “Постоянные зрители любят, чтобы в репортаже рассказывалось о том, что же было дальше. У них создается ощущение, что люди, занимающиеся новостями, стоят выше обычной ежедневной новостийной текучки”, - говорит в своем труде Рэй Уайт.**

 

Такое деление, представленное Рэем Уайтом, является очень удобным (в виду своей лаконичности и простоты) для исследования особенностей создания телевизионных репортажей на разные темы. Приведенная таблица является попыткой установить связь между информационным поводом и тем, как он реализуется.

 

 

 

 

 

 

информ. повод

специфика реализации

жанр

1. Конфликт

Репортажи на эту тему нуждаются в освещении взглядов всех конфликтующих сторон. Зачастую репортеру чинят преграды в доступе к той или иной информации. Необходимо учитывать, что вам предоставляют сведения, разглашение которых выгодно информатору.

Внезапно возникший конфликт – событийный репортаж.

Затяжной, с множеством хитросплетений чаще всего является поводом для специального репортажа.

2. Катастрофа

Катастрофы неожиданны, поэтому основной проблемой бывает невозможность попасть на место событий. Также из-за происшествий бывают нарушены коммуникации. Главное в таких репортажах – красноречивый видеоряд.

Событийный репортаж. Если есть возможность – прямое включение с места трагедии

3. Знаменитость

Знаменитости, как правило, капризны и уверены в своей вселенской значимости. Поэтому интервьюировать их посоветуем по всем правилам (предварительно почитав биографию знаменитости и подготовив вопросы). К тому же, знаменитости – они потому и знаменитости, что всем о них все известно. Поэтому при подготовке репортажа надо учитывать необходимость добыть несколько новых фактов.

Чаще всего о знаменитостях готовят художественные репортажи. Даже известных политиков интересно показать, например, в домашних тапочках или с кульком семечек.

4. Последствие

Работая над репортажами о развитии и последствии какого-то события, нужно помнить, что зритель, скорее всего, об этом событии уже подзабыл. Поэтому нелишне в каждом репортаже очень коротко напоминать, с чего же все началось.

Репортаж собственно о событии, о его развитии и последствиях представляют собой серийный репортаж.

5. Развитие

6. Своевременность. Дата

Если тема своевременна, то о ней можно делать самые разные репортажи. Главное, найти наиболее оригинальный способ подачи. Если говорить о дате, тут следует ежегодно искать новые ходы. Очень печально, когда из года в год в День почты в новостях показывают Главпочтамт.

Своевременные репортажи выполняются в самых разных жанрах. Репортажи к дате чаще всего бывают художественными .

7. Близость.

Этот информационный повод наиболее расплывчат и относителен. Для городских телекомпаний местная тематика намного, если можно так сказать, местнее, чем для всероссийских.

Репортажи делаются во всех жанрах.

 

 

  1. Вывод

Информационный повод – это толчок к созданию репортажа. Понятие информационного повода весьма относительно и зависит от многих факторов. Тем не менее, только полная ясность в вопросе , что же подвигло журналиста на создание репортажа, делает конечный продукт труда репортера и оператора интересным зрителю. Но даже самый интригующий информационный повод не есть гарантия того, что в результате получится хороший репортаж. О работе телевизионного журналиста над созданием репортажа , иначе говоря, над реализацией информационного повода – в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Реализация информационного повода

Телевизионный репортаж – это продукт труда людей нескольких профессий. Но руководит процессом создания телерепортажа всегда журналист. Поэтому репортер должен заботиться и том, что оператор сможет снять на месте событий, какие люди дадут комментарий происходящего, насколько возможно будет смонтировать к срокам сдачи отснятый материал. Эта глава содержит несколько разделов. Каждый из них посвящен определенной части работы в создании репортажа – работе оператора, написанию текста журналистом, совместной работе на съемке, окончательному монтажу готового к эфиру материала. Не стоит воспринимать разные этапы подготовки как независящие друг от друга. Непонимание между оператором и репортером во время съемок приведет к тому, что вы получите планы, которые ничего не говорят о том, что вы считали предметом съемок. А разногласия с видеоинженером за монтажным столом значительно замедлят весь процесс подготовки материала. Чтобы не обращаться к зарубежным теоретикам журналистики (к ним обратимся еще не раз), приведем цитату екатеринбургского журналиста Тимура Иванова, охотно дающего интервью газете “Плюс все ТВ”, которая входит в медиа – холдинг, где трудится и сам Тимур. “Несведущий человек даже не может представить, насколько телевидение – командное дело… В газете все проще: задумал материал, спросил и написал. А у нас задумал – это одно, спросил – другое, написал – третье, оператор, который снял – четвертое, общее оформление, в котором все пошло в эфир, - пятое. Подведет какое – то одно слагаемое - и не получится ничего”, - считает Т. Иванов . Итак, о создании телевизионного репортажа .

  1. До съемок

Работа до съемок , или так называемое “допроизводство”, во многом определяет , какой репортаж будет подготовлен к эфиру. Допроизводство начинается с утверждения съемки в плане выпуска новостей. Чаще всего, событие еще не произошло, а репортер и выпускающий редактор уже обсуждают то, в каком жанре будет сделан материал. До съемок оговаривается и возможный хронометраж. Этой информацией журналист делится со своим напарником.

Репортерская команда, как правило, состоит из двух человек: репортера – журналиста, который впоследствии напишет и расскажет о произошедшем, и оператора, чьими глазами зритель увидит событие. И оттого, насколько эти двое понимают друг друга и насколько совпадают их взгляды на то, как будет подан материал, зависит, какого качества продукт в итоге будет передан в эфире.

Пол Стенли называет три основных момента, относительно которых корреспондент и оператор должны договориться до выезда на съемку:

Но не стоит забывать, что там , где делают новости, ничего нельзя с абсолютной точностью просчитать заранее . Бывают ситуации, когда неожиданный поворот событий ломает все составленные планы. Например, репортерская команда выезжает на съемку сюжета о первом весеннем дожде. Выпускающий редактор считает, что этот репортаж входит в число “необязательных новостей”, на работу отводится немного времени , а режиссер говорит о том, что материал должен быть как можно меньшим по хронометражу. Корреспондент и оператор договариваются о подготовке художественного репортажа. Оператор думает, что неплохо бы снять несколько планов людей под зонтиками , крупный план капельки на только что появившемся зеленом листике. Но дождь перерастает в стихийное бедствие . Вместо кадра с капелькой на листике репортерская команда снимает потоки грязной воды. Корреспондент собирает информацию о нанесенном ущербе и жертвах . Материал готовится в жанре репортажа –катастрофы. Выпускающий редактор и режиссер также меняют планы: сюжет о ливне выйдет в эфир в начале выпуска новостей , его хронометраж довольно велик.

Но чаще всего снимаемые события предсказуемы. Поэтому и возможно предварительное планирование работы. И выезжая на съемку, корреспондент и оператор уже приблизительно знают, что они хотят снять и какую информацию надо получить. Допроизводство помогает сократить время съемок, что очень важно при подготовке оперативных репортажей.

  1. Совместная работа на съемке
  2. Как уже говорилось, только слаженная работа репортерской команды позволяет подготовить качественный материал. Оператор и корреспондент одинаково влияют на то, что в итоге назовут репортажем. Поэтому в представленной работе отдельный раздел посвящен профессиональным принципам общения между тележурналистами.

    Как правило, вся ответственность за точность и достоверность сюжета лежит на репортере, поэтому и лидером на съемке является он.

    Но каждый из членов съемочной группы должен активно участвовать в сборе информации. И оператор, и репортер должны осознавать, что реально снять в каждой конкретной ситуации, с учетом выделенного команде времени, имеющегося оборудования, доступных источников информации и условий съемки. Партнеры стремятся понять , какую цель преследует его коллега. И на обоих действует фактор времени. Его всегда мало, поэтому совместная работа должна идти интенсивно и продуктивно. Поэтому существуют определенные правила, подчинение которым гарантирует наиболее слаженную работу:
    1. Репортер всегда говорит оператору, какие конкретные сцены или кадры необходимы ему для подачи материала.

    2. Оператор всегда должен информировать напарника о наиболее сильных кадрах, которые корреспондент мог бы обыграть в закадровом тексте.

    3. Оператор сообщает, что ему не удалось снять, чтобы корреспондент знал, что он не сможет показать и о чем нужно упомянуть в закадровом тексте без ссылки на видеоряд. *

  3. Работа оператора

Функция видеокамеры –запись изображения и звука таким образом, чтобы зрители почувствовали себя присутствующими на месте события. Видеоизображение – один из видов языков. Плохо снятые репортажи так же трудно смотреть, как и воспринимать комментарий человека, плохо владеющего языком или говорящего с сильным акцентом.**

Чтобы понять, о чем говорится в репортаже с неудачным видеорядом, человеку необходимо прилагать усилия. Но большинство зрителей этого делать не будут – они просто переключат свои телевизоры . “В руках оператора, - пишут создатели труда “Организация работы отдела новостей”, - находится самое главное… Ведь телевидение – это картинка, прежде всего”.

У оператора, работающего в новостях, есть определенный круг обязанностей . Обычно он выглядит так:

ОПЕРАТОР

  1. Выезжает на съемки вместе с репортером
  2. До и после съемки работает в тесном контакте с репортером, обсуждая сюжеты и согласовывая план съемок.
  3. Выполняет функции постановщика репортажных съемок, согласовывая их с репортером.
  4. Отвечает за качество и количество видеоматериала, отснятого на выезде , контролирует качество звукозаписи во время репортажных съемок.
  5. По возвращении со съемок ставит в известность репортера и режиссера о количестве отснятого материала.
  6. Перед выездом контролирует исправность и работоспособность необходимой аппаратуры (камеры, микрофона, батарей, штатива и т.д.), при необходимости берет дополнительный свет и контролирует его исправность.
  7. Своевременно ставит в известность директора отдела и техническую службу о неисправности подотчетной съемочной , звукозаписывающей и осветительной техники.
  8. Проводит съемки не нарушаю правил эксплуатации вверенной ему техники .
  9. Выполняет функции студийного оператора во время прямого эфира и студийной записи программ.
  10. Контролирует порядок и чистоту в студии и операторской.
  11. Контролирует исправность видеоаппаратуры и светильников в студии, оперативные технические вопросы решает только с технической службой и руководством отдела.
  12. Производит подготовку студии к прямому эфиру или записи за 30 минут до начала работы.
  13. Работает в соответствии с установленным графиком и КЗОТом.
  14. Другие обязанности выполняет в соответствии с производственной необходимостью по распоряжению директора отдела, не противоречащие КЗОТу.*

Иногда оператор одновременно со съемкой выполняет и репортерские функции : собирает информацию, записывает интервью. Иногда сам корреспондент владеет операторским мастерством и при необходимости сам снимает происходящее. Некоторые репортеры даже самостоятельно записывают собственные стенд-апы. Но полноценная репортерская команда – это всегда оператор и корреспондент.

  1. Работа репортера

“Изображение, как и слово, в конце концов, всего лишь символ реальности. Важно не то, что тележурналист показывает нам факты, а то , насколько правдиво он их отражает”, - сказал А. У. Блюм в своем труде “Документальный фильм на американском телеэкране”. Ответственность за объективность и точность материала лежит на репортере. В большинстве профессиональных агентств США придерживаются таких профессиональных принципов:

Сказанное в репортаже можно разделить на рассказ журналиста и вставленные в текст интервью с людьми, имеющими отношение к предмету репортажа.

В своем рассказе репортер должен соблюдать два основных правила.

1. Точность. Для того, чтобы добиться доверия зрителей и в дальнейшем его сохранить, для того, чтобы сформировать лояльную к вам аудиторию, репортер должен добиться репутации человека, которому можно верить. Репортажи, вызывающие доверие, - это обоснованные и точные рассказы о том, что же случилось на самом деле.

Для достижения доверия зрителей репортер должен сообщать только проверенные факты. Таким образом, задача репортера – сбор ключевых фактов, имеющих отношение к освещаемой теме, и доведение их до зрителя с указанием источников информации.

  1. Ясность. Чтобы зритель мог воспринять материал, репортер обязан изложить его ясно и вразумительно. Это требование является чрезвычайно важным. Без фактора ясности все остальные аспекты телерепортажа становятся бессмысленными.

При сборе информации журналист не должен забывать некоторые правила, чтобы отражения события не стало однобоким или недостоверным.

  1. Очевидцы не всегда способны объективно говорить о происшедшем , их мнение подвержено влиянию пережитых эмоций.
  2. Люди, принимавшие участие в событии , не могут оценить его “сторонним взглядом”.
  3. То, что человек участвует (или участвовал) в событии, вовсе не означает, что он может говорить о его причинах и последствиях.
  4. Всегда надо принимать в расчет заинтересованность источника информации. ( Представитель строительной фирмы вряд ли скажет, что мост рухнул из-за халатности монтажников)
  5. Если вы делаете репортаж о конфликте, узнайте точки зрения всех его сторон. Не позволяйте вашему собственному мнению влиять на то, что вы скажете в своем репортаже.

Тележурналист имеет возможность лишь однократно обращаться к зрителю. Обычно зрители не получают шанса посмотреть заново какой-то репортаж. Поэтому авторский комментарий должен быть четким, ясным и строго организованным. Лексика хорошего репортера всегда точная, а используемые слова понятны зрителю. Артикуляция так же должна быть четкой. Темпоритм сюжета должен позволять следить за содержанием и воспринимать его без отвлечения. Интонационный строй должен соответствовать содержанию текста. Также надо реально оценивать то время, которое выделено вашему репортажу в выпуске новостей. Лучше не сказать о каком – то одном факте, чем при начитке прочитать все со скоростью пулемета. В первом случае зрители не узнают о чем –то одном, во втором –вообще ничего не поймут .

Репортер, как и оператор, имеет свои обязанности. Их список обычно выглядит так.

КОРРЕСПОНДЕНТ

  1. Осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ о печати и другими нормативными документами и актами , Этическим кодексом журналистов.
  2. Систематически собирает , анализирует и перерабатывает информацию, используя материалы пресс-служб, информационных агентств, газет, журналов, телепрограмм и т.д.
  3. Отвечает за достоверность, точность, полноту, своевременность и корректность предлагаемой к эфиру информации , указывает ее источник.
  4. Разрабатывает идеи своих сюжетов и вносит заявки в журнал ежедневных съемок по установленному стандарту.
  5. Приступая к дежурству, строит свою работу с учетом общего плана съемок и монтажа программы.
  6. Во время дежурства готовит нормативное количество репортажей и устных сообщений в соответствии с требованиями качества и оперативности.
  7. Для подготовки репортажей выезжает на место событий с оператором, или самостоятельно ( при умении снимать самостоятельно)
  8. Перед выездом уточняет информацию и согласовывает план съемок с директором отдела, или редактором –координатором, обсуждает с оператором тему сюжета до съемок.
  9. Во время работы на выезде является руководителем съемочной группы, представляет интересы телекомпании и ее зрителей на месте событий, работает в единстве с оператором во время съемок.
  10. Исполняет свои функции согласно утвержденному графику с учетом КЗОТа .
  11. Выполняет прочие обязанности в соответствии с производственной необходимостью по распоряжению директора отдела, не противоречащие КЗОТу.*

  1. Монтаж

В хорошем репортаже всегда можно выделить начало, середину и конец. Такое деление возможно только при грамотном монтаже видеоряда и звука. Монтаж – это часть работы, которая может сделать из заурядного репортажа украшение выпуска и, наоборот, загубить гениальный репортерский текст и снятый видеоматериал. Работу по монтажу новостийных материалов на разных телекомпаниях выполняют люди разных профессий. Чаще всего это специально подготовленные сотрудники. Иногда монтируют сами операторами. (Бесспорный плюс в такой ситуации –то, что оператор знаком с видеоматериалом и свободно в нем ориентируется. Он знает и о задумках репортера, что также ускоряет работу). Реже монтажом занимается репортер. Но кто бы ни монтировал материал, все должны соблюдать определенные композиционные правила.

В начале телевизионного сюжета задача видеоряда – привлечь внимание. Первые кадры обязательно должны быть четкими, живыми и яркими. Далее репортаж должен быть построен на основе квалифицированно снятых и логически смонтированных кадров. Классическая последовательность: дальний план® средний план® крупный план. Она облегчает восприятие смысла, вложенного в видеоряд. Готовя репортажи о пресс-конференциях, спектаклях, парадах и прочих постановочных событиях, определите для себя направление движения на экране и придерживайтесь его.

В каждом репортаже нужны несколько выразительных крупных планов. Они придают сюжету неповторимость и делают его запоминающимся.

Телевизионный репортаж должен заканчиваться планом, который является его логической точкой. Некоторые сюжеты не имеют однозначного толкования, поэтому их лучше завершать общим планом. Но крупный план, как правило, производит более яркое впечатление.

Классический заключительный план репортажа о пожаре – обгоревшая кукла на обугленной земле. В принципе именно такого типа значащий заключительный план следует найти оператору, а при монтаже поставить его в завершение сюжета.

Но видеоряд – это только одна из составляющих репортажа. Другая важная его часть – это звуковой ряд. Он состоит из закадрового текста репортера и шумов. Важное правило монтажа: “начитка” и шумы не должны мешать восприятию друг друга. Не стоит забывать, что зритель одновременно воспринимает сразу три потока информации: визуальную - информацию “картинки”, информацию шумов и сведения репортерского текста. Поэтому при монтаже важно не пересытить материал информацией. Под текст, насыщенный фактами нужно подкладывать не напрягающую взгляд “картинку” : зритель либо пропустит мимо ушей слова корреспондента, либо не рассмотрит и не осознает, что же вы ему показали.

¨ Не каждый кадр , снятый оператором, достаточно качественен для показа в эфире . О специфике видеоряда информационного сюжета – в приложении №3. Также требованиям, которые предъявляются к телерепортажу и о которых не стоит забывать на монтаже , посвящены приложение №1 и №2.

Глава 3 Концепция вещания телекомпании: угол зрения на происходящее

Сегодня у многих появилась возможность сравнивать программы новостей разных телевизионных компаний. И даже самый невнимательный зритель замечает, что об одном и том же событии журналисты сообщают порой противоречащие друг другу факты. Репортажи из одного места разных съемочных групп могут быть абсолютно непохожи ни по видеоряду, ни по закадровому тексту. Прежде всего, на способ подачи материалов влияет так называемая концепция вещания телевизионной компании. Эта глава построена на примерах из практики современной российской тележурналистики, которые дают возможность проанализировать то, как политика телекомпании влияет на создание репортажей..

1. Концепция вещания

Концепцией вещания телевизионной или радиовещательной компании называют набор основополагающих принципов подбора, обработки и подачи информации. Именно концепция вещания дает ответ на вопрос , каких политических взглядов и убеждений придерживается та или иная компания.

Разработкой концепции занимается руководство компании, обычно она отражается и в саморекламе телеканала. В условиях конкурентной борьбы каждый канал стремиться к тому, чтобы подавать информацию под “фирменным соусом” . Некая “изюминка” также является частью концепции вещания . Она придает программам одной телекомпании что-то общее, делает их узнаваемыми среди моря других продуктов труда тележурналистов.

2. Влияние тех, от кого зависят “независимые” СМИ

Одним из факторов, влияющих на формирование концепции вещания, является зависимость телекомпании от каких-либо лиц или организаций. Можно , конечно, верить в полную самостоятельность некоторых СМИ, но теоретики журналистики все-таки придерживаются мнения, что таковых не существует. Если телекомпания не управляется “серым кардиналом” , который всегда в тени и всегда у власти , то она зависит от крупных рекламодателей. В любом случае, не только актуальность новости делает ее частью выпуска. Иногда заинтересованность определенных лиц способствует появлению репортажей на те или иные темы. И эта же заинтересованность влияет на то, как будет подана информация. Если компания живет на деньги рекламодателей, она старается постоянно повышать свой рейтинг, чтобы в их глазах оставаться на достойном уровне. Поэтому и новости делают более скандальные, каждая секунда эфира заполнена информацией , способной привлечь зрителя. Другие компании, существующие за счет определенных лиц, вынуждены корректировать свои планы в соответствии с интересами этих самых лиц. Например , “возникшая из ничего” пресс-конференция , которой специалисты по связям с общественностью придумают безумное название , будет освещена теми, кто каким-либо образом зависим от решившего пообщаться со СМИ. Например, во время кампании по выборам депутатов Государственной Думы Российской Федерации в декабре 1999 года, екатеринбургская телекомпания “47 канал” , входившая в “Медиа-холдинг” , подвластный одному из кандидатов пристально следила за его судьбой. Всю предвыборную гонку в новостях “47 канала” трубили о нападках на “любимого” претендента на депутатское кресло, о нарушениях федерального законодательства о выборах ( от которых так же очень страдал кандидат). Стандартный сценарий выпуска новостей строился по схеме [ X- кандидат]

  1. Скандал (Обязательно вокруг Х. Если его кто-то “перещеголял” в способности будоражить общественность, то Х непременно прокомментирует произошедшее).
  2. Политика ( Заявление Х)
  3. Встречи Х с избирателями.
  4. Культура: благие начинания Х.

Само участие “серого кардинала” в каком –либо действе делает это действо событием дня для контролируемого им СМИ. Все события с участием “Х” становятся информационными поводами.

“Угол зрения” также отмеряется транспортиром тех, “кто влияет”. Их интересы говорят о том, “что такое хорошо и что такое плохо”.

3. Репортажи : такие разные об одном и том же

Бывают дни, когда в выпусках новостей разных телекомпаний выходят репортажи , толчком для создания которых был один общий информационный повод. Но журналисты создают абсолютно непохожие материалы. Ниже приведены пять коротких описаний новогодних телесюжетов , рассказывающих о моде в украшении елок. ( Такие репортажи реально существовали и выходили в эфир примерно в одно время ).

 

 

 

 

Отличия от других репортажей

Во главу угла становится проблема резкого подорожания елочных украшений. Репортер записывает интервью, в которых покупатели говорят о недоступности игрушек. Некоторые отвечают, что в любом случае они будут приобретать наряд для елки – праздник есть праздник. Сообщается и о том, что повышение цен на продукты перед 31 декабря превзойдет прошлогоднее.

Основа репортажа – факты нахождения сотрудниками милиции общественной безопасности недоброкачественных игрушек. Именно об этом репортаж. Телезрителей предупреждают о возможной опасности.

Видеоряд

Ценники на украшения, мишуру, ребенок, просящий у мамы новую игрушку.

Красивые игрушки , лаборатория, пробирки, в которых происходят пугающие превращения, говорящие о чрезвычайной вредности этих красивых вещиц. Люди в белых халатак, магазин, счастливое лицо ребенка с игрушкой в руках

Главная мысль

Новогодняя елка – дорогое удовольствие

( социальный репортаж)

Сегодня появились новые виды украшений. Многие могут быть опасными для жизни и здоровья людей.

Общие черты

Новогодняя тематика. Во всех репортажах говорится, что елка – обязательный атрибут зимнего праздника. В каждом репортаже есть кадры мишуры, елей, игрушек. Журналист ищет эмоциональных собеседников для записи интервью . В каждом репортаже есть герой, зрителю становится понятно, что значит наступающий праздник

1.

2.

Отличия от других репортажей

Репортаж “положительный”. В нем нет острых углов. Это развлекательная часть выпуска новостей, “необязательная новость”. В тексте есть советы по украшению елок согласно веянию моды в домашних условиях .

Репортаж о тех, кто никогда не праздновал Новый год в кругу семьи. Потому что семьи у них нет. Репортер рассказывает о реакции беспризорников на приезд Деда Мороза – сотрудника социальной службы, о том, что они хотели получить в подарок. В тексте журналист приводит факты из жизни детей: кто-то имеет условную судимость, многие воруют. В канун праздника хулиганы, которые вырывают у гражданок сумочки, предстают перед этими самыми женщинами как дети, лишенные детства.

Видеоряд

Красивые новогодние украшения, мишура, огни, фейерверки. Специалисты по украшению, дизайнеры, придумывающие новые виды украшений, планы.

Беспризорники украшают маленькую елочку, растущую у теплотрассы. Вместо игрушек – пустые тюбики от клея “Момент”, одноразовые шприцы, полиэтиленовые пакеты. Грязные дети. К ним приехал “настоящий” Дед Мороз, который сделал праздник настоящим чудом. Но более старшие ребята скептически смотрят на малышей. Один уходит, сказав остальным “не распускать слюни”

Главная мысль

Украшение елки- это искусство. И на это существует мода. Художественный репортаж о тенденциях этого года.

Новый год –праздник для всех. И даже те, у кого нет крыши над головой, готовятся к его встрече.

Общие черты

для этого человека. Все репортажи входят в число “несобытийных”. Они снимаются по замыслу корреспондента .

3.

4.

Отличия от других репортажей

Журналист говорит о том, что изготовители елочных игрушек круглый год погружены в новогоднюю атмосферу. Интервью с работницей , которая говорит, что ей эти игрушки надоели “до чертиков” и дома она елку украшает исключительно мишурой. Это репортаж о том, из чего возникает новогоднее чудо. Репортер подает материал как рассказ о чем- то таинственном и волшебном. С этой мыслью контрастирует мнение работников, для которых елочные украшения – трудовые будни.

Видеоряд

Фабрика по изготовлени. Игрушек, стеклодувы, работа мастеров по росписи. Образцы продукции, сделанной по специальным заказам.

Главная мысль

Производство елочных украшений – сложная профессия

Общие черты

5.

Вывод

Один и тот же информационный повод может подтолкнуть журналиста к созданию разных репортажей. То , как будет освещено то или иное событие, зависит как от репортерской команды, так и от концепции вещания телекомпании. Происшествие, на которое некоторые журналисты не обратили бы внимания, для других репортеров может стать отправной точной для репортажа-сериала. Одни телекомпании ставят в начало выпуска скандальные новости , криминал, другие сообщают о политике и экономике.

Разная подача одной и той же новости – это причина того, что информационные выпуски конкурирующих телевизионных компаний порой не имеют ничего общего. И оттого, какая служба новостей более точно угадает настроение зрителя и угодит ему , в конечном итоге зависит успех и процветание канала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

¨ Приложение 1

Телевизионный репортаж: составные части единого целого

Телевизионный репортаж подразумевает наличие четырех основных элементов:

  1. Закадровым текстом называют текст сообщения, написанный репортером и записанный на пленку в студии. При монтаже закадровый текст закрывается видеорядом.
  2. Видеоряд – это смонтированные воедино кусочки видеоизображения, планы, отобранные из исходного, отснятого оператором материала.
  3. Шумы ( интершум и люфт – пауза) – это звук, записанный на пленку , синхронный изображению, который звучит параллельно (интершум) или вместо ( люфт – пауза) закадрового текста.
  4. Звуковой фрагмент (синхрон) – это записанный на видеопленку звук, синхронный изображению. Ирвинг Фэнг так говорит о важности звуковых фрагментов: “ Написать текст к видеосюжету - не значит просто должным образом соотнеси слова и изображение. Авторы текста и видеоизображения должны уметь работать со звуком. Под этим подразумевается выбор лучшей из имеющихся цитат, той , которая содержит самую ценную информацию и передает ее наиболее четко и увлекательно.”*

 

Кроме описанных четырех основных элементов, телевизионный репортаж, как правило, содержит еще два важных композиционных элемента. Это так называемый “стендап” – появление журналиста в кадре – и лид.

Лид. Лид – это первый абзац текста репортажа. В телевизионных репортажах лид – это текст, которым ведущий представляет репортаж. Лиды бывают двух видов. Жесткий лид содержит главный факт , на котором и строится репортаж. Телезритель точно знает, о чем последует сюжет. Жесткий лид всегда прямой и конкретизированный. Мягкий лид – это , напротив, некая неконкретизированная, обобщенная информация.

Стендап . Стендапом называют появление журналиста в кадре, в котором обычно задним планом является место событий. Различают стендапы трех видов: начальный, “мостик” и завершающий. Задача стендапа “дать понять зрителю, что репортер находится на месте события, где , как считается, информации больше, чем в newsroom”* Журналисту не всегда легко сориентироваться в содержании будущего закадрового текста на месте съемок. А текст стендапа напременно должен легко в него вписываться. Поэтому стоит записать несколько вариантов фрагмента “репортер в кадре”. Так как скорее всего у журналистов не бывает шанса переписать стендап, то его текст надо выверять со всех позиций. Например, не стоит в нем сообщать изменяющиеся цифры или факты – ко времени выхода материала в эфир они скорее всего устареют и стендап придется исключить из репортажа. Текст стендапа должен быть таким же ясным и четким , как и весь текст репортажа. Записывая фрагмент “ корреспондент в кадре” , репортер не должен забывать о языковых нормах. Нередко стендапы выбраковываются как раз из-за неграмотности построенных фраз.

Появление журналиста в кадре – это не просто демонстрация себя. В стендапе репортер чаще всего сообщает наиболее важную информацию. Также журналист может объяснить зрителю, что произошло, и указать на место. (Например, словами “За моей спиной тот самый дом в котором пожар возник раньше всего”)

Существуют разные способы записи стендапа. Журналист может просто стоять на каком-то фоне. Необходимо следить, чтобы задний план имел как возможно большую перспективу ( за журналистом ни в коем случае не сплошная стена) . Если есть возможность , то стендап снимают в гуще событий. На митинге, например, репортерская команда может расположиться где-то в колонне : репортер говорит, а в это время мимо него идут демонстранты.

В некоторых телевизионных службах новостей вообще неприемлемы стендапы с неподвижным корреспондентом. Другой способ создания стендапа основывается на движении телерепортера. В таком случае журналист одновременно говорит и идет (бежит) . Но и стендап с неподвижным репортером, и включение с идущим не должны выбиваться из общей картины сюжета по цветности, времени суток, обстановке и месту. Поэтому стендап снимают одновременно со съемкой самого события. Ирвинг Фэнг дает такие советы по съемке стендапов : “Идите с демонстрантами без ущерба для своего здоровья; проезжайте по снесенному городу; сидите на полуразвалившемся крылечке рядом с работниками соцобеспечения и бедняками; стойте в толпе орущих подростков; выходите из-за диковинной статуи; рассказывайте о знаменитости, когда она за вашей спиной говорит или пожимает руки. Будьте визуальной частью сообщения!”*

Но далеко не каждое событие настолько зрелищно, что позволяет записать визуально содержательный стендап . В таких случаях стендап может выполнять функцию композиционного элемента, с помощью которого в репортаже происходит переход от одной видеоинформации к другой. ( Такую функцию выполняют стендапы – мостики.) Например, в начале репортажа видеоряд повествовал о пожаре. Затем и в тексте и на “картинке” речь идет о последствиях пожара. Переходом в таком репортаже как раз и мог бы стать стендап – мостик.

Финальные стендапы выполняют также функцию некой подписи репортера под всем сказанным. Журналист говорит последние фразы, а потом называет себя. Таким образом, телезритель может еще раз взглянуть на место, откуда велся репортаж, и на человека, которого они выслушали.

Заканчивая разговор о применении стендапов, стоит отметить, что на некоторых телекомпаниях не принято “показывать” репортеров. Зачастую это компании, в которых занижено мнение о роли личности журналиста при работе над новостями.

“Синхрон” Важной частью большинства репортажей является звуковой фрагмент , записанный на месте съемок - интервью кого-либо (например, очевидца или эксперта). Звуковой фрагмент выбирается до того, как написан текст, поскольку для того, чтобы синхрон естественно ложился в канву репортерского рассказа, ему должен предшествовать текст, подводящий к высказыванию. Интервьюируемый не всегда заканчивает свою мысль, иногда он отходит от темы разговора. Поэтому редактору иногда приходится состыковывать две фразы, чтобы получить одну законченную мысль. В этом случае склеенное утверждение должно звучать цельно и естественно. А сам синхрон – точно передавать сказанное не искажая мысль интервьюируемого. Фэнг предупреждает: “ … ни в коем случае нельзя связывать вместе несвязный вопрос и ответ – такой монтаж может вызвать протест или судебный иск”*. Текст , предшествующий синхрону, должен подводить к утверждению интервьюируемого, но в нем нельзя использовать слова, которые скоро прозвучат или которые могут выдать содержание и сгладить эффект неожиданности заявления.

 

 

 

 

 

 

 

 

¨ Приложение 2

Экстренный репортаж

Тематический репортаж

1.Экстренные новости.

Говоря об экстренных новостях , журналисты, как правило, подразумевают информацию, которая появляется неожиданно и требует скорейшего распространения. В репортажах об экстренных новостях никогда не употребляют слово “вчера”.

Для телерепортера освещение экстренных новостей – это , во- первых, оперативность. Как уже говорилось, телевизионным журналистам необходимо присутствовать на месте события в то время, когда это самое событие происходит, а не произошло. Поэтому по возможности, надо приезжать к самому интересному моменту или дожидаться его. Хороший телевизионный журналист всегда сможет спрогнозировать, когда на месте съемок можно снять самые удачные планы. Но не надо забывать и об информативной части репортажа. Зачастую выигрышную картинку можно снять совсем не тогда, когда репортер может узнать самые интересные факты. Поэтому репортер, как глава съемочной команды, должен планировать работу. При съемке экстренных репортажей все делается одновременно, и репортер должен решить, когда оператору снимать планы места события и происходящего действия, а когда идти с журналистом записывать интервью. Так же журналисту надо понять , что при съемке экстренных репортажей практически всегда невозможно снять все так , как предполагалось в начале. Чем – то приходится жертвовать. Особенно тогда, когда событие затягивается. Репортер должен предвидеть, может ли конкретное событие приобрести неожиданный поворот. В случае, если есть, то с ответственным за выпуск новостей отдельно обсуждается вопрос о характере будущего репортажа. Могут быть несколько вариантов подачи экстренной новости:

В последнее время прямые включения становятся неотъемлемой частью выпусков новостей некоторых телекомпаний. Много говорят о развитии так называемого интерактивного телевидения, которое будет основано только на рассказе о том, что происходит в данный момент. Для этого телекомпания должна владеть оборудованием , позволяющим выходить в прямой эфир из любого места (достаточным количеством ПТС). Также интерактивное телевидение подразумевает высокую степень информированности репортеров, а также умение быстро ориентироваться на месте события, добывать информацию и выражать ее четко, понятно и просто.

 

2. Тематический репортаж

Иногда говорят, что журналист готовит “свой” материал. В течение некоторого промежутка времени ( в зависимости от предмета репортажа, его длительность может колебаться от одного дня до нескольких недель, а если тема заслуживает того – и месяцев) репортер собирает факты о каком – то явлении , выстраивает причинно- следственную цепочку. Именно интересная цепочка фактов, из которой следует неожиданный вывод об интересующем зрителя явлении, является поводом для создания тематического репортажа.

Создание тематического репортажа существенно отличается от подготовки репортажа экстренного. При оперативной работе тележурналист вынужден следовать за событиями. А в ходе работы над “своим” материалом репортер планировать заранее , что будет сказано и показано.

Выше уже говорилось, что в основе тематического репортажа лежит цепочка фактов, объединенных общей темой. Но далеко не каждая тема заслуживает детальной разработки. Пол Стенли говорит о том, что “свой” сюжет может быть разнотипным. “С одной стороны – это несколько более глубоко разработанная тема оперативного репортажа, с целью придания материалу глубины и перспективы. С другой стороны, это может быть сюжет, посвященный какому – либо человеку или проекту, не связанный временными рамками, который можно включить в программу по мере необходимости, для придания ей некой фундаментальности.”* В эфире тематический репортаж должен быть таким же захватывающим, как и оперативный репортаж, с уделением того же внимания последовательности кадров, но благодаря планированию и разработке материала, он может он может поднимать более сложные и социально значимые вопросы.

¨ Приложение 3

Особенности видеоматериала в новостях

Считается, что телевидение объективно по своей природе – ведь оно показывает то, что происходило на самом деле. Но при монтаже телерепортажа можно создать “нечто новое”. С помощью нехитрых приемов возможно так склеить разные планы, снятые на месте события, что зритель увидит не то, что происходило, а то, что хотел показать репортер ( или показал, не желая этого). Новостийный репортаж – это не художественное произведение, поэтому при монтаже репортер должен следить за тем , чтобы сочетание кадров не искажало смысл происшедшего.

Основным правилом монтажа является смена планов по крупности. Следом за общим планом идет средний , потом - крупный. Именно такая последовательность более приемлема для восприятия человеческим сознанием. Крупные планы – сильный выразительный прием, который надо использовать разумно. Крупный план обычно более запоминаем, поэтому в памяти телезрителей репортаж ассоциируется именно с его крупными планами.

При монтаже необходимо соблюдать хронологию, то есть показывать события в их реальной временной последовательности. Комично смотрится репортаж, в котором сначала показывают, как люди идут колоннами, а потом – как эти колонны выстраивались.

Очень важно, чтобы картинка и закадровый текст не противоречили друг другу. ( Например, нельзя говорить, что “зал был переполнен” и показывать пустые места). В то же время нельзя допускать , чтобы в закадровом тексте говорилось о том, что уже показала картинка – это , во-первых, является неразумной тратой эфирного времени, а во-вторых, раздражает телезрителя.

При монтаже новостийных репортажей в последнее время не принято использовать спецэффекты: планы склеиваются встык, в синхронных кусках интервью при необходимости ( для склеек) используют короткие белые планы – вспышки. Применение спецэффектов отвлекает зрителей и не вписывается в задачу телевизионного репортажа – информировать ( по этой причине не рекомендуется даже применение вспышек).

При монтаже “синхронов” необходимо следить за их хронометражем. Очень длинные интервью утомляют. К тому же, в репортаже, где использованы длинные “синхроны”, как правило, мало видеоматериала, показывающего само событие. Применение достаточно объемных интервью допустимо только тогда, когда это интервью и есть событие. ( Например, заявление знаменитого политика о решении уйти в отставку).

 

 

 

Список литературы

  1. Пол Стенли. Телевизионный репортаж. Практическое пособие для профессионалов. (стр. 15) Internews network. Москва, 1997

2. Теленовости: секреты журналистского мастерства. Реферат книги Ирвинга Фэнга “Теленовости. Радионовости”. (стр. 95)Москва, Институт повышентя квалификации работников телевидения и радиовещания. 1993.

3.Ray White. TV News: Building A Career In Broadcast Journalism. (Стр. 6) Foral Press, Boston- London, 1990

4.Дэвид Рэндалл. Универсальный журналист. (Стр. 34) Международный центр журналистики. Москва. 1996.

5. Эверетт Дэннис. Джон Мэррилл. Беседы о масс-медиа. (Стр. 205)Российско-американский пресс-центр. Издательство “Вагриус”. Москва. 1997.

6. Организация работы отдела новостей. Материалы семинара для директоров отдела новостей. ( Разработки Internews) Http/internews.ras.ru/books/newsdepartament/1.Html

 

Hosted by uCoz